В автобиографии «Жабий жир» Куросава намеренно отказывается говорить о собственных фильмах после «Расёмона». «Идиот», «Жить», «Семь самураев», «Телохранитель» — все они выпадают за страницы повествования. Про эти работы многое сказано и может быть сказано ещё больше, но хочется поговорить про самый родной для нас фильм режиссёра, его советскую мечту. Мы обсудим "Дерсу Узала».
Почему главный режиссёр Японии изначально поверил в этот фильм? Почему он сбежал из японского кино на долгие десять лет? Чем его так манила советская киносцена? Что было с советско-японским кинопроизводством до Куросавы? Как «Дерсу» приняли на родине режиссёра и в СССР? И при чём тут холодная война? Со всеми этими вопросами мы попытаемся разобраться в ходе нашей короткой лекции.
Посмотрим мы, тем не менее, фильм, про который режиссёр успел написать в своей автобиографии. «Пьяный ангел» это не первый фильм Куросавы. Первым был «Мастер Дзюдо». Это и не любимый фильм режиссёра. Любимой для него осталась вторая его работа, «Самые красивые» — индустриальная драма про девушек-работниц завода в военную пору, с сильным уклоном в документалистику. Это даже не главный фильм Куросавы. Главными стали «Ворота Расёмон». Чем «Пьяный ангел» особенен — помимо того, что это просто хорошее и увлекающее кино — так это тем, что с него началось величие Куросавы как режиссёра, как автора. В этом фильме он открыл Тосиро Мифунэ — никому тогда не известного актёра, а в будущем талисмана японского кино, без которого уже не представить ни Расёмон, ни «Семь самураев». «Пьяный ангел» — это водораздел, точка невозврата, в которой Куросава нащупал идеальный баланс между красотой, философской назидательностью и развлечением.
0 Comments: