«Метрополис» — шедевр немого кино и немецкого экспрессионизма. До сих пор это один из столпов научной фантастики: «Альфавиль», «Бегущий по лезвию», «1984», даже «Голодные игры» и все их эпигоны — этих фильмов не было бы без нетленки Фрица Ланга. В жанре антиутопии «Метрополис» опередил саму литературу: из четырёх известных всем книжек, на момент выхода фильма читатель был знаком разве что с «Мы» Замятина.
И если бы можно было остановиться на этом. «Метрополис» до сих пор изучают и преподают не только в киноведческой среде, но и архитектурной, ведь и Фриц Ланг сначала был архитектором: он любовно и со знанием дела строил невиданные доселе декорации, многие — в натуральную величину. Монструозный архитектурный замысел несёт двоякую функцию: с одной стороны, мы наблюдаем триумф человеческого духа, ожившее будущее в немыслимом прежде масштабе. С другой, каждый архитектор — слегка диктатор, и в данном случае диктатура формы пугающе рифмуется с политической диктатурой, показанной в картине.
Самое забавное, что архитектурная диктатура — это не фантазия. Ведь был же Ле Корбюзье — признанный гений, стоявший у истоков Баухауса. Его здания сложно назвать бетонными функциями: при экстремальной скромности исполнения, они красивы, а если чего-то в них не хватает, то пустоты всегда заполняются окружающим ландшафтом, куда строения вписываются так естественно, как могли бы вписаться разве что камни, деревья. Но когда Ле Корбюзье дали построить целый город — случилась катастрофа под названием Бразилиа: трудно обживаемая, запустелая столица — легко угадать, какой страны.
Последнее, о чём хочется сказать в контексте «Метрополиса» — это, конечно, музыка. Сложно назвать фильм, который был бы настолько открыт разным музыкальным интерпретациям. Это и вдохновлённые Вагнером классические оркестровые аранжировки, и рок-н-ролльные саундтреки с Фредди Меркьюри, и даже техно-альбомы. Мы убеждены, что именно эта универсальная приложимость к любому звучанию позволяет «Метрополису» сохранять актуальность — вот почему наша лепта в вечную жизнь этого фильма тоже будет музыкальной.
7 июля в 19 часов мы соберёмся в «Союзе печатников» вместе с электронным коллективом ‘Amazing Wave’ — и познакомимся с их слышанием «Метрополиса». Как всегда, перед просмотром поговорим о фильме и многоликих культурных контекстах вокруг него. До встречи!
0 Comments: